Рекомендации и советы для абитуриентов

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ

изучи глубже самого себя:

– разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

– подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

– ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

– наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

– побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!

– ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

– сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

– приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

а) что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

б) что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

в) что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

г) что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

выбор профессии за компанию;

перенос отношения к человеку на саму профессию;

отождествление учебного предмета с профессией;

ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

неумение определить путь получения профессии.

НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

незнание или недооценка своих физических особенностей;

незнание или недооценка своих психологических особенностей;

неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

увлечение только внешней стороной профессии;

предубеждение в отношении престижности профессии;

незнание требований профессии к человеку;

устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле заблаговременность важна, чтобы не получилось, что ребенок сгоряча принял решение и поступил не туда. Для этого он может пройти тестирование у педагога-психолога по вопросам профориентации.

Как правило, родители руководствуются несколькими аргументами при выборе профессии:

  • уровень заработной платы;
  • спрос на профессию;
  • творчеством можно заниматься как хобби, а профессию нужно выбрать серьёзную.

Обращайте внимание на сильные стороны, даже если на ваш взгляд, они не могут принести очевидной прибыли. Ваш ребенок плохо знает математику, застенчивый и не умеет танцевать, зато добрый, любит детей и готов часами клеить модель самолета? В любом Доме творчества с руками оторвут такого педагога, ведущего кружок. Там мало зарабатывают? А Вы уверены, что плохонький инженер-строитель, который не знает с какого конца держат кронциркуль, зарабатывает тысячи? На самом деле хорошо зарабатывает тот, кто является профессионалом в своей области.

Учитывайте уровень знаний по предметам, которые понадобятся для обучения.. Если ребенок не выносит вида крови и очень брезглив, то, даже если у Вас семейная династия врачей, ему будет очень тяжело учиться в медицинском.

Конечно, Вы намного больше знаете о взрослой жизни, работе и профессиях, но не думаю, что Вы желаете своему ребенку по восемь часов каждый день сидеть на нелюбимой, непонятной, скучной работе.

Вы можете выступить как эксперт и поделиться информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.

Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Ваш ребенок уже личность и имеет право выбрать сам. Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам. Кроме того, ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к вам.

При этом, если ребенок обращается к Вам за советом – не отмахивайтесь и не надейтесь, что он уже взрослый и все решит сам. Вспомните себя в их возрасте: легко ли вам было принять решение? Довольны ли Вы этим решением? Поддержите его. Обсудите, что выбор специальности для поступления – не конец света. Даже если будет допущена ошибка, в современном мире огромное множество курсов и тренингов, позволяющих получить новые знания и навыки.

Если ребенок интересуется профессией, о которой Вы ничего не знаете– поищите информацию вместе. Тогда можно будет обсудить с его точки зрения (интересно / не интересно) и с высоты Вашего жизненного опыта (сложно, затратно / возможно, доходно).

Не сравнивайте своего ребенка с другими (одноклассниками, друзьями, сыном лучшей подруги). Это чудесно, что они уже определились с профессией, вузом и планами на жизнь на ближайшие двадцать лет. Но это совсем не гарантия счастливого и успешного будущего. Да и, кроме того, можно вспомнить огромное множество взрослых людей Вашего возраста, которые намного успешнее вас и желание сравнивать как-то сразу пропадает.

Не делайте трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковая случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к взрослости могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.

Успехов Вам и Вашим детям!

поделиться в:

Интернет-ресурсы:

Органы государственного управления: